В работах Л.А. Венгера посвященных развитию
и обучению детей можно найти научное обоснование и подтверждение того, как
компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но
также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную
игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него.
Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное
понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех
похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие
важнейшие операции мышления как обобщение и классификация.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок
начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи,
но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы
реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и
все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей
очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция
сознания , то есть понимание того, что есть несколько уровней
реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы,
это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее
сложным, идеальным уровнем действительности.
Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического
действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во
внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет
Однако чудо совершаемое, компьютером, на этом не заканчивается. Не только
психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере,
заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание
детей.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта
детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной
координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного
анализаторов.
это связано стем, что влюбых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо
учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру
руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране.
Так без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная
координация.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На
компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать
против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер
сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры
на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий.
Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на
компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная
мотивация, произвольные память и внимание.
И так компьютер развивает множество интеллектуальных
навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине,
о норме.
Компьютер - это наше будущее. Работа на
нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки
информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его
обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать
больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя
уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные
навыки могут играть только вспомогательную роль.